Этикет

Команда старшего Ответ младших
В начале занятия
Сэйдза! Ос!
Шинзэн ни рэй! (Шомэн ни рэй!) Ос!
Мокусо! Ос!
Мокусо наоттэ! Ос!
Таттэ! Ос!
В конце занятия
Сэйдза! Ос! Ос! Ос!
Шинзэн ни рэй! (Шомэн ни рэй!) Ос!
Мокусо! Ос!
Мокусо наоттэ! Ос!
Моитидо (еще раз) Шинзэн ни рэй! (Шомэн ни рэй!) Ос!
Канчё ни аригато годзаймасита! Аригато годзаймасита!
Сэмпай ни аригато годзаймасита! Аригато годзаймасита!
Отагай ни аригато годзаймасита! Аригато годзаймасита!
Наоттэ кудасай! Ос!
Хондзицу но кэйко о корэдэ овадимасс! (Тем самым мы заканчиваем сегодняшнее занятие) Ос! Ос! Ос!
В процессе занятия: Акаруку! – медленное или легкое выполнение техники Киайирэтэ!  – выполнение с концентрацией и киай Наоттэ! Наорэ! – перейти в исходную позицию Хэй!, Дзо! – кимэ

Правила поведения в Додзё Ашихара-каратэ:

Перед входом в Додзё правильно надеть кимоно и завязать пояс. Кимоно и личный пояс это неотъемлемые составляющие Бусидо. К ним нужно относиться с гордостью и любовью. Кимоно всегда должно быть чистым и в хорошем состоянии. Снимать кимоно можно после занятий, только покинув Додзё. Ногти на пальцах и волосы должны быть короткими и чистыми, и ученик должен выглядеть опрятно. Часы, цепочки, крестики, амулеты, украшения и любые драгоценности нельзя носить во время тренировки. Жевательная резинка или подобное ей не допускаются в Додзё. Входя в Додзё необходимо остановиться, выполнить поклон, сопровождая его  приветствием «Осс!» (ritsurei). Такой же поклон выполнить при выходе. Все поклоны в каратэ сопровождаются приветствием «Осс!». Это международное приветствие в каратэ, которое произносится громко и четко. Приветствие друг другу выполняется как в Додзё, так и за его пределами. Причем ученик с более низким поясом выполняет приветствие первым. Слово «Осс!» означает, что Вы понимаете то, что говорит инструктор. Когда инструктор дает команду или объясняет что-либо надо отвечать «Осс!» без подсказки. Это относится как к отдельному ученику, так и ко всей группе. Руководитель Додзё - «Сэнсэй». Необходимо оказывать уважение ученику более старшему по рангу (Сэмпай). Старшие должны подавать хорошие гримеры ученикам более низкого уровня (Кохай). Нельзя покидать Додзё во время тренировки без разрешения старшего. Во время занятий не допускаются разговоры, если только Вы хотите задать вопрос. Если у Вас есть вопрос, привлеките внимание, поднимая вашу руку. Вы должны быть невозмутимы всегда. Почётное место в Додзё – «Шиндэн» (Shinden) не перемещается, его нельзя трогать.

Порядок выполнения команд в начале занятия

По команде старшего ученики строятся в шеренги по ранжиру пояса. По команде старшего -«Сэйза!» (Seiza) все отвечают «Осс!» и садятся на пол, начиная с правой ноги с чуть разведенными коленями. Женщины сидят со сдвинутыми коленями. По команде «Шиндэн ни рэй! или Шомэн ни рэй!(Shomen ni rei)» надо ответить «Осс!» и выполнить поклон вперед, прикладывая ладони к полу, чтобы показать свое уважение к каратэ и его традициям. По команде «Мокусо!» (Mokuso) надо ответить «Осс!» и закрыть глаза, постараться принять спокойное состояние, делать вдох через нос, сконцентрироваться, приступить к медитации. Медитация состоит в концентрации, попытке забыть все отвлекающее и настроиться на тренировку. По команде - «Мокусо наоттэ!» надо ответить «Осс!» и открыть глаза. По команде. «Таттэ!!» надо ответить «Осс!» и встать.

Порядок выполнения команд при завершении занятия

По команде старшего ученики строятся в шеренги по ранжиру пояса. По команде старшего - «Сэйза!» (Seiza) все отвечают «Осс!» и садятся на пол. По команде «Шиндэн ни рэй! или Шомэн ни рэй!(Shomen ni rei)» надо ответить «Осс!» и выполнить поклон вперед, прикладывая ладони к полу. По команде «Мокусо!» (Mokuso) надо ответить «Осс!» и закрыть глаза, постараться принять спокойное состояние, делать вдох через нос, сконцентрироваться, приступить к медитации. По команде - «Мокусо наоттэ!» надо открыть глаза и ответить «Осс!». По команде - Моитидо (еще раз) Шинзэн ни рэй! Или Шомэн ни рэй! надо ответить «Осс!» и ещё раз выполнить поклон вперед, прикладывая ладони к полу. Не поднимая головы после команд старшего – «Канчё ни аригато годзаймасита!, Сэмпай ни аригато годзаймасита!, Отагай ни аригато годзаймасита!» три раза повторить «Аригато годзаймасита!». По команде - «Наоттэ кудасай!!» надо ответить «Осс!» и встать. По команде – «Хондзицу но кэйко о корэдэ овадимасс! (Тем самым мы заканчиваем сегодняшнее занятие)» - выполнить первый поклон старшему, затем второй поклон поясам, стоящим в первой шеренге (первая шеренга должна при этом развернуться лицом к строю) и третий поклон друг другу, произнося при этом три раза– «Осс!».

«Путь воина» — моральный кодекс, регламентировавший характер мышления, смысл поступков, образ жизни японского служилого сословия - Буси или самураев. Складывался этот закон постепенно и долгое время существовал только в форме устных поучений старших (по званию, по возрасту, по родовитости) младшим. Но, в конце концов, он был зафиксирован и в письменном виде.

В начале 17 века были напечатаны «Уложения о самурайских родах», составители которого много места уделили разъяснению моральных норм. А спустя век (в 1716 г.) были изданы 11 томов книги «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), ставшие своеобразным «священным писанием» служилого сословия. Общепризнанно, что самурайская мораль с ее ценностями и нормами, являлась и продолжает являться определяющим фактором духовной культуры Японии. Поэтому без понимания принципов «Бусидо» нечего даже надеяться на адекватное постижение духа, смысла, предназначения традиционных боевых искусств.

Моральные ценности Бусидо находятся в полной гармонии с общечеловеческими нормами поведения среди других людей в современном обществе.

Кодекс «Бусидо» известен в разных вариантах. Среди его принципов всегда на первом месте стояли принципы верности долгу, мужеству и чести. Все остальные варьировались в определенных пределах. Сегодня в этом кодексе помимо трех главнейших выделяют еще девять: прямоту, искренность, бескорыстие, скромность, вежливость, уважение, доброжелательность, владение своими чувствами.

Клятва изучающего Ашихара-каратэ:

Я всегда буду вежлив и учтив. (Этикет)

Я буду чист в своих помыслах и устремлениях. (Добро)

Я буду закалять силу духа. (Дух)

Я буду неустанно совершенствовать свою технику. (Техника)

Я изучаю каратэ как средство познания жизни. (Стиль жизни)

Я всегда буду стремиться к новым победам, каких бы успехов я не достиг. (Самоанализ)

Но для многих этикет в Додзё может показаться жестким и даже жестоким, по крайней мере, если его сравнивать с другими, более общими правилами поведения в повседневной жизни и даже в спорте.

Помимо передачи традиций, правила Додзё очень важны в практических  целях, что нужно всегда иметь в виду:

во-первых, тщательно регламентированное поведение обучающихся  гарантирует безопасность занятий;

во-вторых, правила требуют постоянного внимания и концентрации. Этим достигается оптимизация учебного процесса.

Правила для поведения в Додзё очень похожи на образ повседневной жизни других людей - особенно в Азии. Для них правила Додзё естественны и для обычной жизни.

 

Мастер должен помнить

  1. Мастер должен помнить, что он стал мастером благодаря стилю Ашихара каратэ, а не он создал этот стиль;
  2. Мастер должен помнить, что уйдя из стиля Ашихара каратэ, он останется Мастером в том случае, если сохранит уважение к стилю и верность традициям;
  3. Мастер должен помнить, что нельзя менять традиции стиля без разрешения тех, кто является хранителем стиля;
  4. Мастер должен помнить, что он должен всегда защищать честь своего стиля так, как он защищал бы свою честь;
  5. Мастер должен помнить, что его ответственность перед организацией выше, чем его достижения;
  6. Мастер должен помнить, что его заслуги, это заслуги организации. Его позор-позор организации;
  7. Мастер должен помнить, что его помыслы и действия должны быть такими, словно только от него одного зависит процветание организации;
  8. Мастер должен помнить, что если он остановится, то остановится и организация, чтобы не бросить его одного;
  9. Мастер должен помнить, что, перейдя черту от ученика к мастеру, он стал частью организации и, покидая ее, он разрушает целостный организм, что является недопустимым;
  10. Мастер должен помнить, что старшие поколения сохранили для него стиль и когда-то защищали, как и он, честь организации Ашихара каратэ;
  11. Мастер должен помнить, что он обязан навсегда сохранить свою любовь и преданность своему учителю, иначе он не был бы мастером;
  12. Мастер должен помнить, что, идя по своему пути, он освещает его своим последователем и дает возможность выбрать им свой, индивидуальный путь;
  13. Мастер должен помнить, что, не уважая своих учеников, он не уважает и самого себя;
  14. Мастер должен помнить, что приняв учение от своего сэнсэя, он стал звеном цепи организации, и, не передав учение своим адептам он прерывает цепь;
  15. Мастер должен помнить, что он является частью организации Ашихара каратэ и должен всегда быть примером для подражания ученикам;
  16. Мастер должен помнить, что он был один из 1000 у своего учителя. И он должен привести в Додзё 1000 учеников;
  17. Мастер к должен помнить, что он несет ответственность за своих учеников, как за своих детей;
  18. Мастер каратэ должен помнить, что его ученики должны быть лучше него, потому что хуже него они могли бы быть и без его участия;
  19. Мастер должен помнить, что у него и другого мастера одни и те же родители в этой организации;
  20. Мастер должен всегда помнить, что забирать учеников у другого мастера равносильно краже сына у отца;
  21. Мастер каратэ должен помнить, что, оскорбляя и неуважительно относясь к другому мастеру, он неуважительно относится к организации;
  22. Мастер должен помнить, что любая трещина между ним и другим мастером это трещина в организации;
  23. Мастер должен всегда помнить, что и он когда-то был учеником;
  24. Мастер должен помнить, что он всегда будет учеником и должен стремиться поддерживать в себе дух познания;
  25. Мастер должен всегда помнить, что слово, данное им тверже любого подписанного договора;
  26. Мастер должен помнить если он допускает с кем-то конфликт, то его вина очевидна. Ведь он пошел по пути, предложенным другим человеком;
  27. Мастер должен помнить, что его основное качество – благородство;
  28. Мастер должен помнить, что обида равносильна проигрышу. Ведь обижаясь, мы признаем, что мы зависим от кого-то или чьих-то действий;
  29. Мастер должен помнить, что чем выше он в своем стиле, тем скромнее он должен быть в других обществах;
  30. Мастер должен помнить, что встречный ветер может сдвинуть его назад, но ничто не заставит его сделать шаг назад;
  31. Мастер должен помнить, что не каждый путь поднимается в гору. Некоторые пути идут вниз.

 

Ученик должен понимать

  1. Ученик должен понимать, что это он выбирает учителя, а не учитель его;
  2. Ученик должен понимать, что это он просит учителя поделиться с ним знаниями и умениями, а не учитель просит его принять свои секреты;
  3. Ученик должен понимать, что от учителя сами не уходят. Уходят тогда, когда об этом просит учитель;
  4. Ученик должен понимать, что учитель его не учит. Он отдает ученику свою частичку;
  5. Ученик должен понимать, что забыть человека, который хоть один день был твоим учителем предательство;
  6. Ученик должен понимать, что это учитель хочет, чтобы он стал лучше него;
  7. Ученик должен понимать, что отдать долг учителю можно только став Мастером под его началом;
  8. Ученик должен понимать, что это он хочет выполнять все требования учителя, а не учитель хочет заставить ученика слушаться;
  9. Ученик должен понимать, что учителей много, но у него есть только один;
  10. Ученик должен понимать, что учитель не может быть идеальным. Идеальным должен быть он;
  11. Ученик должен понимать, что принять решения прийти и начать учиться мало. Надо принять решение не уходить, что бы не случилось;
  12. Ученик должен понимать, что стиль и учитель ему открыли дверь, но идти по пути он должен сам. Путь невозможно постичь сразу. Это длительный процесс и у каждого будут свои препятствия посланные ему судьбой;
  13. Ученик должен понимать, что победить соперника проще, чем победить себя. Именно поэтому он здесь и пришел сюда не учиться побеждать всех, а учиться побеждать себя.
  14. Ученик должен понимать, что его собственный путь постижения истины через понятия каратэ – это, прежде всего, вызов самому себе проявляющийся в самоотрицании и борьбе с собственным эго;
  15. Ученик должен понимать, что его задача сегодня, быть лучше, чем вчера. Для этого он должен следовать принципу «здесь и сейчас», т.е. каждую минуту совершенствоваться в чем-то, а не проводить время впустую.